admin

Порфирий Иванов – бог Земли?

©Питанов В.Ю.

Может ли человек сделать себе

богов, которые впрочем не боги?

Иер.16:20

Человек создан по образу Божию (Быт.1:26). Бог, обладая свободой воли, даровал ее и своему возлюбленному творению, но человек может использовать дарованную ему свободу как во благо, так и во зло. Бог есть Источник Жизни: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26), «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли …, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25). Человек может принять этот Источник Жизни, но может и отвергнуть Его, тем самым совершив грех богоотступничества: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19); грех богоотступничества в свою очередь приводит к духовной смерти: «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23) .

В Священном Писании говорится: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7), «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:12-15). Одним из самых страшных и самых древних соблазнов всегда был соблазн самообожествления (Быт. 3:5). Желание стать богом, отвергнув Единого Истинного Бога, – так как «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк.12:29), – сделало ангела Божиего Люцифера, сказавшего «буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14), сатаной . Отвержение Творца и желание занять Его место сделало Люцифера носителем смерти, так как нет жизни в отрыве от ее Источника. Но попытки самообожествления знакомы не только миру ангельскому, но и миру человеческому, они продолжаются поныне во многих людях, потому что многие «…совратились вслед сатаны» (1Тим.5:15), «…по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2:2), в людях, которые, подражая дьяволу, способному принимать «вид ангела света» (2Кор.11:14), выдают себя за светлых учителей, спасителей человечества, в действительности не спасая, а губя людей. В нашей статье мы поговорим о духовных претензиях небезызвестного в России Порфирия Корнеевича Иванова и о том, как выглядят его претензии в свете христианского вероучения. Прежде всего вкратце познакомимся с биографией нашего героя.

Порфирий Корнеевич Иванов (1898-1983) родился в большом селе на Украине, в семье бедного крестьянина (1). Иванов получил лишь начальное образование, был вынужден рано начать работать. Сначала он занимался сельскохозяйственными работами, в возрасте 15 лет поступил работать на шахту. Его юность совпала с временем революции и гражданской войны. В 1918 году он обзаводится семьей, пробует себя во многих профессиях, в тридцатых годах работает интендантом. В те годы Порфирий Иванов главным образом проводил время в пьянстве, карточных играх и т.д. В 1933 году Иванов испытал некое «озарение», в результате которого он оставил свою семью и ушел к другой женщине, правда вскоре, наполовину раздетым, с несколькими книгами по физиологии, он вернулся обратно и увез семью на Украину, где и остался жить. С тех пор Порфирий Иванов уже нигде не работал и все свое время посвящал духовным изысканиям. У Порфирия Иванова было два сына, старший погиб во время Великой Отечественной войны, младший жив до сих пор (2). Умер Порфирий Иванов 10 апреля 1983 года в возрасте 85 лет. Такова общая канва жизни этого человека. Теперь обратимся к его духовному наследию.

Духовное наследие Порфирия Иванова состоит из трехсот тетрадей, представляющих его дневники, в которых он записывал свои мысли (3). Сразу необходимо отметить, что последователи Порфирия Иванова в основном печатают не оригинальные труды своего учителя, а варианты, подвергнувшиеся значительной редакторской правке. В данной статье будут использованы как работы, отредактированные последователями Порфирия Иванова, так и оригинальные тексты самого их учителя, благо, что последние изданы и доступны теперь всем желающим (4). Издавая оригинальные тексты тетрадей Иванова, его последователи писали: «Выполняя волю автора, мы не меняли орфографии и пунктуацию его письма. Нам хотелось бы донести звучание и ритм, чувство гармонии и знание смысла жизни с точки зрения Учителя»(5). Вне всякого сомнения причины всегдашнего основательного редактирования оригинальных трудов Иванова бросятся читателям в глаза, что же касается «звучания, ритма и чувства гармонии», а также «знания смысла жизни», которые якобы заключены в письменах Порфирия Корнеевича, то представляем эти декларации ивановцев на суд читателя. Но в первую очередь остановимся на вопросе, затронутом нами в заголовке статьи: кем считал себя Порфирий Иванов?

Обратившись к наследию Иванова, можно найти, в частности, следующие его утверждения о себе самом: «…она (природа. – В.П.) его (Иванова. – В.П.) как Мать родная приняла, Бога произрастила» (6). Далее говорится: «Иванов сам себя Богом не выдавал перед учеными, но сама история заставила. Так без дела имя Бога не получишь» (7), Иванов утверждает, что он «Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли » (8), «Я спортсмен, закаленный человек, можно сказать, Бог Земли» (9); «…богом быт не дурно… Я этому делу ест бог всемогучей и знающей что делот» (10); «… я есть истина , … я есть Бог (выделено нами. – В.П.)…» (11). Итак, по мнению Иванова, он – ни больше ни меньше как «Бог Земли», «бог всемогущий», а его фраза «я есть истина» знакома любому христианину, правда из уст Христа: «Я есмь … истина» (Ин. 14:16). Интересно, что Порфирий Иванов не скрывал того, что объявил себя «Богом Земли» самостоятельно: «Прежде чем сам себя об/явит богом надо завоеват место уприроде…» (12). Помимо вышеперечисленных именований Иванов приписывает себе и следующие: «Победител природы и Учител народа учит людей новому не бывалому…» (13); «Пабедител природы и Учител народа. Ты тиоретик и упразднител живого здоровия» (14); «Я говорит Иванов Порфирий Корнеевич не такой как усе люди ест зависемои вояки борцы сприродою. Я независемый любител природы человек» (15). Как можно понять, Иванов считал себя не только Богом, но и «победителем природы», «Учителем народа», «независимым любителем природы», а также «эволюционным человеком» (16) . Сама природа, по мнению Иванова, покланяется ему как богу: «Природа не гневатся на одного бога и не хочет ни кому кланится кроме как одному богу. Он не атварачеватся от природы он любят ея очен крепко и не уходит от всех условий ея» (17). Интересно отметить, что эта природа, которая «кланяется» Иванову, в свое время заставила его быть вором: «Я был вор. Я этого сделал не сам, а природа меня заставила делать» (18). Также, согласно утверждениям Иванова, именно природа научила людей убивать друг друга: «уприроде люди стали учится научилис как будет надо другого кого либо стрелят убиват для того чтобы он не жил» (19).

Порфирий Иванов объявляет себя спасителем: «… помогает Учитель, Победитель природы, Бог земли. Он пришел на землю для спасения жизни» (20); « Он спаситель всего мира в людях тех кто знает Учителя и кому он дал здоровье. Это он есть бог земли…» (21); «это эволюционный человек (Порфирий Иванов. – В.П.), Бог земли . Он пришел на землю , чтобы спасти мир , людей своим поступком удовлетворить…. Он человек, но дело его не человеково (выделено нами. – В.П.)» (22). Здесь мы также видим откровенные претензии Иванова на роль Христа, ведь, как говорит Священное Писание: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11). Христос как Единственный Спаситель Ивановым отвергается, равно как отвергается и Второе Пришествие Христа: «Он (23) предсказал не ждать Спасителя с небес…» (24), что прямо противоречит словам Христа о Своем Втором Пришествии: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30).

Помимо того, Порфирий Иванов приписывает себе власть судьи народов: «… я не человек данного времени, а тот, кто будет за наше все сделанное судить » (25); «…Мое дело будет право мое будет Богом. Я стану судит старое начну» (26); « Я по этому всему являюсь на Земле Бог. Верите не верите, а добро мое получайте… Я пришел на Землю всех верующих и не верующих осудить (выделено нами. – В.П.) за их хорошое и теплое…» (27). Фактически уже тем самым Иванов ставит себя самого на место Христа: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22). Самообожествление Иванова очевидно и из того факта, что он призывал своих последователей обращаться к нему с молитвой: «…меня нужно просить – будешь всегда здоров» (28); «проси меня, как Учителя: «Учитель, мой дорогой, дай мне мое здоровье!»» (29). В Священном Писании читаем: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин.14:13). Также, подражая Иисусу Христу, Порфирий Иванов оставил после себя двенадцать учеников, своих «апостолов», которые, как считается, были избраны им лично (30). Все это заставляет вспомнить слова Священного Писания: «Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лк. 21:8) .

Отношение Иванова к Церкви ярко выражено в следующих его заявлениях: «Если мое не подойдет, то ничье не подойдет! Хоть как хотите поступайте, но дорога одна (т.е. дорога, предложенная Порфирием Ивановым. – В.П.) к Двухтысячилетию» (31), «У Ад идет вперед священник…» (32). На наш взгляд, этими словами Иванов недвусмысленно объявил, что его учение является единственным путем к спасению, а путь Церкви – это дорога в ад. Один журналист как-то задал Порфирию Иванову вопрос: «Говорят, вы в Бога веруете?» – «Брешут. Верил когда-то, пока не понял, что Бог пребывает на Земле, в людях, кои сумели одержать победу над собой» (33). Очевидно, что к людям, одержавшим «победу над собой», он относил в первую очередь самого себя.

Основным доказательством божественности Порфирия Иванова его последователи считают необычные способности своего учителя (34). Например, он мог в сильные морозы, иногда доходящие до сорока градусов по Цельсию, долгое время находиться по улице почти без одежды, мог обойтись в течение длительного срока без пищи и воды, мог лечить людей. Но можно ли подобные способности рассматривать как доказательства его божественности? Попытаемся разобраться в этом вопросе.

Сильный мороз могла выносить, например, Елена Рерих, основательница оккультного учения агни-йоги, в котором не скрывается ненависть «махатм» к христианству, дошедшая до открытого приветствия «махатмами» физического уничтожения большевиками православных христиан в России (35). В своих письмах Елена Рерих отмечала: «…весь 29–30 г. с весны до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяною водою, а у кровати моей стояли лохани, наполненные снегом, чтобы я могла охлаждать ноги и руки» (36). Такое «охлаждение» необходимо было Елене Рерих после общения с «махатмами», которые учили свою ярую последовательницу: «Йог может чуять жар и холод вне зависимости от внешних причин» (37); «Вы (Рерихи. – В.П.) убедились, что ни холод, ни высота не повредили вашего здоровья (потому что они были агни-йогами. – В.П.)» (38). Не только оккультисты могут легко переносить мороз. В буддизме, который вообще отвергает существование Бога, есть практика, которая называется Туммо (39). С помощью этой психотехники буддист способен не только выдерживать любой мороз, но даже при крайне низкой температуре высушивать на голом теле мокрую одежду. В истории православной аскетики известны случаи, когда люди, пребывая в состоянии прелести, могли спокойно переносить сильные морозы. Об одном из таких случаев рассказывает святитель Игнатий Брянчанинов, познакомившийся с афонским монахом, впавшим, как выяснилось, в прелесть: «оказалось, что иеросхимонах носит вериги, почти не спит, мало вкушает пищи, чувствует в теле такой жар, что зимою не нуждается в теплой одежде» (40). Даже во время беседы с этим человеком свт. Игнатий ощущал исходящий от него жар (41). Узнав, что иеросхимонах практикует восторженную и мечтательную молитву, свт. Игнатий Брянчанинов порекомендовал ему попытаться молиться так, как учат святые отцы Православной Церкви, когда же монах последовал этому совету, все его способности мгновенно исчезли: « Далее в беседе с афонцем я не видел той самонадеянности и той дерзости, которые были заметны в нем при первом свидании и которые обычно замечаются в людях, находящихся в самообольщении, мнящих о себе, что они святы, или находятся в духовном преуспеянии… Через месяц он опять был у меня, и сказывал, что жар в теле его прекратился, что он нуждается в теплой одежде…» (42). Как долго смог бы Порфирий Иванов продержаться на морозе в одних трусах, если бы призвал Христа? Кстати, нужно заметить, что непременной отличительной чертой православного подвижника является смирение, публичная демонстрация необычных способностей, дарованных подвижнику Богом, православным святым не свойственна.

Сама по себе способность исцелять людей еще не доказывает божественность своего источника. В наши дни эта истина очевидна: примеров такого рода «целителей», предлагающих свои услуги, немало. «Лечением» зачастую занимаются люди, обращающиеся к сатане как к духовному источнику своих способностей (43). Между тем, для христианина здоровье не является главной целью: «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?...» (Мф.16:26). Иисус Христос исцелял страждущих (Мф.8:14-17), но нигде не учил, что здоровье – самоцель. Главный акцент евангельская проповедь делает на достижении жизни вечной: «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1Ин.2:25), спасение же возможно только в том случае, если человек обращается ко Христу (Деян.2:21).

То, что Порфирий Иванов мог долгое время обходиться без пищи, также не доказывает его божественности. Священное Писание учит: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор.8:8); «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим.14:17). Порфирий Иванов ел мало, но, например, в йоге известны практики, позволяющие сократить потребность человека в еде до минимума и даже избавить от нее вообще: «Я хорошо знаю Гири Балу, – рассказывал мне Стхити Бабу. – Она пользуется особой техникой йоги, которая дает ей возможность жить без пищи. Я был ее близким соседом в Навабгандже около Ичапура. Хотя я старался тщательно наблюдать за нею, я никогда не мог заметить, чтобы она ела или пила. В конце-концов мой интерес возрос до такой степени, что я обратился к Махарадже Бурдвана и попросил его произвести исследование этого случая. Удивленный всей историей, Махараджа пригласил ее к себе во дворец. Гири Бала согласилась подвергнуться испытанию и жила в течение двух месяцев под замком, помещенная в небольшом отделении дворца. Позже она еще раз посетила дворец и оставалась там двадцать дней. Наконец, третье испытание длилось пятнадцать дней. Сам Махараджа сказал мне, что эти три строжайшие проверки вполне убедили его в том, что она ничего не ест» (44). Если воспринимать отказ от пищи как критерий божественности, то у Гири Балы оснований на божественные притязания было больше, чем у Порфирия Иванова, правда она себя Богом так и не объявила. Для характеристики истинного источника духовного вдохновения Иванова показательно обоснование его призыва отказаться от питания: «Бог Земли» призывал употреблять в пищу энергию. Подобные идеи также можно найти в книге известного индийского гуру Йогананды «Автобиография йога» (45). Эту энергию Порфирий Иванов называл эфиром: «В воздухе, окружающем человека, находится пища, – это эфир, движущийся с воздухом и проникающий насквозь организм человека. В нем живое условие жизни» (46). В оккультизме этот эфир имеет много названий: всеначальная энергия, психическая энергия (47), индуисты называют ее прана (48). Способ обретения этой энергии, рекомендованный Порфирием Ивановым, очень напоминает практику индийской пранаямы (49), хотя сам «Бог Земли», судя по всему, об этом и не догадывался: «Вся сила во вдохе и выдохе, но никто этого не опознал. Чистый воздух, глубокий вдох и выдох – это самое мгновенное пробуждение центральной нервной системы» (50). Откровенный магизм звучит и в следующих словах Порфирия Иванова: «С какой мыслью обольешься, то и получишь» (51). Магизм низводит человека до уровня марионетки, лишая его свободы воли, делает его игрушкой демонических сил (52).

Возможно, в записях Иванова читателю многое объяснит тот факт, что Порфирий Корнеевич двенадцать лет своей жизни провел в психиатрических больницах, где ему был поставлен диагноз шизофрения (53). Ивановцы считают, что их учитель пребывал в больнице из-за непонимания окружающими, в том числе и врачами, его духовной высоты. Но так ли это в реальности? И были ли у психиатров реальные основания для того, чтобы признать Иванова психически больным человеком? Обратимся еще раз к наследию Иванова: «Человек человеком А природа природою Мне давали рекомендацию подстрытся я им их ние права не отбирал но что то уэтом какая та тайна лежала и не давала им руку приложит я думал это мой выиграш феврал меня заставил о закалки говорит моему никто ни нашелся чтобы противоположник стал учеловека в любого Всякого рода ест всои выводы к жизни. Мы не хочем этого как можно сказат и согласится сэтим великим для меня поступлением» (54). По мнению автора, человек, написавший вышеприведенные строки, имел серьезные проблемы с психическим здоровьем. Вот другой пример, относящийся к описанию Ивановым его пребывания в больнице: «Боли нема здес режим да еще людской над людями лишбы за психовал рук на это дело улюдей фатит лишбы от этого дело терпел. Мамы спапою нету все люди чужие» (55). Очень показательна, на наш взгляд, и уверенность Порфирия Иванова в своей способности «заглазно лазить» в чужой ум: «…мой ум может заглажно лазит для того чтобы его ум повернут насвою сторону…» (56).

В заключение приведем легенду о бессмертии Порфирия Иванова, бытующую среди современных его последователей: «Иванов не умер. Все посвященные об этом знают. Его тело, по указанию тайной группы в ЦК, было перенесено в Кремль, где сотрудники биологического института, который обслуживает Мавзолей Ленина, тщательно сохранили и препарировали голову Иванова. Голова храниться в особом «имплозивном» сосуде, который, вместе с атомным чемоданчиком, передается каждому новому правителю России. Из этого сосуда Иванов объявляет свою волю кремлевским обитателям и они его слушаются. Порфирий Иванов – верховный и тайный предиктор России» (57). Нельзя не пожалеть о том, что своих новообращенных ивановцы столь интересной информацией не балуют, очевидно догадываясь, к каким последствиям может привести предоставление неофиту подобных сведений об их движении. Что ж, надо признать, весьма благоразумная предосторожность.

В современной России движение ивановцев достаточно распространено, больше всего – среди людей, желающих любыми путями оздоровиться и ратующих за так называемое «возвращение к природе». Религиозная составляющая учения Порфирия Иванова чаще всего от начинающих ивановцев утаивается. Матерые ивановцы много говорят о здоровье, но далеко не каждому сообщают о божественных претензиях своего учителя. Однако будет справедливо, если человек, сочувствующий взглядам последователей Иванова, прежде чем окунется в омут их учения, более внимательно с ним познакомится. По мнению автора, Порфирий Корнеевич Иванов был психически больным человеком, находящимся под воздействием демонических сил. По крайней мере, с христианской точки зрения, всякий, кто объявляет себя Богом и претендует на роль Христа, в лучшем случае – психически болен, в худшем – одержим. В пользу предположения о демонической зависимости Иванова говорят и все сверхъестественные способности Порфирия Иванова, а также его заявления о том, что «природа», с которой он общался, учит воровству и убийству. На наш взгляд, обращаться за обретением здоровья к учению, созданному человеком, явно подверженным демонической одержимости, – не самое разумное занятие. Но так или иначе, став ивановцем, христианин отвергает Христа, а значит, перестает быть членом Тела Христова, Церкви.

Ссылки:

1. - Биография приводится по книге: Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., Изд. Астрель; Изд. МИФ. 2001. С.103-110.

2. - Данные 1992 года.

3. - Иванов П.К. Труды. М., Кокон.1992. С.9.

4. - Оригинальные тексты будут приводиться по книге: Иванов П.К. Труды. М., Кокон.1992.

5. - Иванов П.К. Труды. М., Кокон.1992. С.10.

6. - Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.5.

7. - Там же. С.5.

8. - Там же. С.21.

9. - Иванов П.К. Труды. М., Кокон.1992. С.255.

10. - Там же. С.60.

11. - Там же. С.139.

12. - Там же. С.57.

13. - Там же. С.67.

14. - Там же. С.184.

15. - Там же. С.21.

16. - Там же. С.122.

17. - Там же. С.59.

18. - Там же. С.252.

19. - Там же. С.56.

20. - Там же. С.136.

21. - Там же. С.120-121.

22. - Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.5.

23. - В своих записях Иванов часто говорит о себе в третьем лице.

24. - Иванов П.К. Труды. М., Кокон. 1992. С.9.

25. - Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.19.

26. - Иванов П.К. Труды. М., Кокон. 1992. С.30.

27. - Там же. С.252.

28. - Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.20.

29. - Там же. С.12.

30. - См.: Греченюк Ю. Порфирий Иванов. ОС-035 Центр Апологетических Исследований. www.ApolResearch.org

31. - Там же. С.23.

32. - Иванов П.К. Труды. М., Кокон. 1992. С.168.

33. - Вандерхил Э. Мистики XX века. Энциклопедия. М., Изд. Астрель; Изд. МИФ. 2001. С.108.

34. - Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.4.

35. - См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. apologet.narod.ru

36. - Письма Елены Рерих. 1932-1955. (Письмо от 12.07.38). Новосибирск. Вико. 1993. С.317.

37. - Живая этика. Мир Огненный. Ч.2. 421.

38. - Живая этика. Знаки агни-йоги. 206.

39. - «Туммо (тиб.), чанда (санскр.) — первый путь достижения состояния просветления, описанный Наропой в трактате "Шаданга-йога"; предполагает, что, сосредоточиваясь на видении огня и связанных с ним ощущениях теплоты, созерцатель может достичь полного отождествления себя с огнем; практикуется йогами школы кагьюдпа. Овладевший Туммо проходит испытания: водой, во время которого он должен в зимнюю стужу высушить жаром собственного тела мокрые простыни; снегом, когда уровень владения мастерством йоги оценивается количеством и радиусом растаявшего вокруг него снега. Е. Д. Огнева». См.: tibet.ru/encyclopedia/t/index.shtml#27

40. - Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб., Общество святителя Василия Великого. 1998. С.67.

41. - Брянчанинов Игнатий, еп. Т. I . СПб. 1865/ Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. М., Лепта. 2002. С. 37

42. - Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб., Общество святителя Василия Великого. 1998. С.68.

43. - Подр. см.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. apologet.narod.ru

44. - См.: yoga.kulichki.net/Yogananda/Aut46.htm

45. - yoga.kulichki.net/Yogananda/Aut46.htm

46. - Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.12.

47. - См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. apologet.narod.ru

48. - Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.335.

49. - Там же. С.336.

50. - Взгляд в будущее. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления учителя Иванова. Л., 1991. С.12.

51. - Там же. С.11.

52. - См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. apologet.narod.ru

53. - Иванов П.К. Труды. М., Кокон. 1992.С.7.

54. - Там же. С.44.

55. - Там же. С.53.

56. - Там же. С.40.

57. - udod.traditio.ru/ivanoff.htm