Чай и кофе с церемониями и без
Выставка c 12 апреля по 30 июня 2016 года
Санкт-Петербург
Чай и кофе – самые популярные напитки в мире
История открытия чая
История открытия чая насчитывает около пяти тысячи лет и, по мнению большинства ученых, связана Китаем. Согласно легенде, китайский император Шен Нанг (первая половина III тыс. до н.э.) обнаружил чудесные тонизирующие свойства напитка на охоте, когда во время привала листочки чайного дерева упали в кипящую воду.
В течение нескольких тысячелетий место чая в культуре Китая регламентировалось на государственном уровне и менялось от элитарного напитка до общеупотребительного. Его пили как в семейном кругу, так и в специальных чайных заведениях. Употребление чая сопровождалось сложным церемониалом. Знакомство евразийских народов с китайским чаем относится с X–XIII вв., когда он проник в культуру монголов, а от них в южносибирский регион.
Чай в России
Спрос на чай настолько возрос, что он стал одним из важнейших предметов торговли, а караванный путь из Китая в Россию, проходивший через сибирские территории, впоследствии получил называние Великого чайного пути. С 1880-х гг. путь через Кяхту начал терять первостепенное значение в российской чаеторговле, и приоритет перешел к Транссибирской железнодорожной магистрали, а также к морскому пути через Одессу, куда чай поставлялся уже из Индии и Цейлона. Во второй половине XIX в. важной вехой в развитии чайной культуры в России стали опыты русских селекционеров-любителей по выращиванию чайного куста на Южном Кавказе – на побережье Черного и Каспийского морей. В следующем столетии были получены первые результаты по производству чая на промышленном уровне.
История кофе
Кофе, согласно эфиопской легенде, стал известен благодаря пастуху Калди, который однажды заметил, что употребление зеленых плодов кофейного дерева придает особую бодрость в течение дня. К X в. кофе распространился по Аравийскому полуострову, откуда он проник в Иран, Переднюю Азию и Европу, где стал неотъемлемой частью особенно городской культуры.
В Россию традиция употребления кофе пришла с одной стороны, с юга, через Балканы, Крым и Кавказ, с другой стороны – через Западную Европу, где этот напиток вошел в моду в XVII в. Первые сведения о кофе в Московии относятся к 1665 г., когда придворный лекарь Сэмюэль Коллинз прописал Алексею Михайловичу, отцу Петра I, следующий рецепт: «Варёное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Особенно популярности кофе в высших слоях российского общества способствовал факт посещения Петром I Голландии в начале XVIII в. В отличие от чая, кофе всегда ввозился в страну из-за рубежа, первоначально с африканского континента (особенно славился эфиопский кофе), а с XIX в. из Южной и Центральной Америки. Крупнейшими центрами торговли кофе были Санкт-Петербург и Москва, а также портовые города – Одесса, Гданьск, Лодзь и др. Поступавший в конце XIX в. в Россию кофе направляли на пять крупнейших заводов по его переработке.
У народов, в культуру которых прочно вошли традиции употребления чая и кофе постепенно сформировались особые способы приготовления и правила употребления этих напитков. На выставке представлены региональные особенности этих традиций у народов Евразии, а также значение этих напитков в различных сферах жизни.
Чай в культуре Русского народа
С распространением чая в России связано развитие производства самоваров в Туле (в сер. XIX в. там насчитывается уже 28 самоварных фабрик) и чайной посуды (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в с. Дулево Владимирской губ.). В XIX в. самовар стал предметом массового потребления, но даже в начале XX в. оставался дорогой вещью, которую крестьяне передавали из поколения в поколение. Уже с XIX в. русский самовар становится престижным предметом импорта.
Чай у Народов Поволжья
Чай на территории Сибири
Чай был известен на всей территории Сибири, но особенно развита была культура чаепития у народов южносибирского региона (тувинцы, алтайцы, хакасы, буряты и др.), расселенных в российско-китайском пограничье. Здесь укоренилась монгольская традиция приготовления чая: его варили с молоком, солью, бараньим жиром, подавали в специальных высоких деревянных или металлических сосудах, а пили из деревянных чаш. В Сибири чай был важной составляющей не только повседневной трапезы, но и значимых для сообщества ритуалов, таких как обряд встречи гостей, свадьба, поминки. На выставке представлена сцена ритуала встречи гостей, традиционного для этого региона. Чай включали в состав набора подношений шаману или различным духам и божествам.
В Средней Азии способ приготовления чая зависел от образа жизни. В кочевых сообществах предпочитали напиток, аналогичный рецептуре тюрко-монгольских народов Сибири. Для чайной утвари, особенно хрупких фарфоровых пиал, были предусмотрены оригинальные формы хранения и транспортировки, демонстрируемые на выставке в интерьере казахской юрты. Оседлые же народы региона пили чай, заваренный в чайнике, с ароматическими добавками (гвоздика, укроп и пр.) и сахаром. Пиалы и чайники, повсеместно распространенные в регионе, были либо китайского, либо, особенно в XIX в., русского производства. Русские мануфактуры и заводы изготовляли целые серии посуды специально для среднеазиатского рынка. Сцена женского домашнего чаепития в Бухарском оазисе, представленная на выставке, демонстрирует как местную, так и привозную утварь.
Чай в культуре прикаспийских народов
Чай на Северном Кавказе
На Северном Кавказе, где в большей степени предпочитали отвары из горных трав, чай выступал в качестве атрибута статусного застолья. В городах в среде чиновников и служащих его пили «русским способом», а среди основной массы горожан, и особенно в аулах, в мужских компаниях употребляли так называемый «калмыцкий чай», который считался наиболее престижным. Способ его приготовления был подобен принятому у южносибирских и среднеазиатских кочевников.
Рецепты приготовления кофе
Кофе в XIX в. готовили в основном по двум рецептам. Первый вариант был традиционным для народов Европы, где предпочитали кофе крупного помола. Его варили без сахара и подавали в фарфоровых или керамических кофейниках, сервировка стола предусматривала наличие молочника и сахарницы. Этот вариант подразумевал различные добавки: сахар, молоко, сладкие сливки, взбитый белок, а также алкогольные напитки – бренди, ром, ликеры. На Северо-Западе России, в Прибалтике и Финляндии, как в домашнем кругу, так и в кофейнях, был популярен именно такой кофе. На выставке представлен интерьер послевоенной эстонской кофейни, демонстрирующий городскую традицию кофепития как форму времяпрепровождения и общения.
Второй вариант предусматривал использование кофе мелкого помола, сваренный с сахаром или без него в металлической кофеварке, из которой напиток разливали в маленькие фарфоровые или керамические чашечки. Такой кофе пили некоторые народы Аравийского полуострова, Персидского залива, Южного Кавказа, Крыма, Передней Азии и Балкан. На выставке представлена обстановочная сцена, иллюстрирующая уличную торговлю этим напитком на Балканском полуострове.
У некоторых народов, например, армян, нормы этикета при проведении деловых переговоров предусматривали употребление кофе. На выставке представлена сцена встречи компаньонов, для которых супруга хозяина готовит и подает этот напиток.
Выставка «Чай и кофе с церемониями и без…», созданная на основе собрания Российского этнографического музея, отражает географическую широту распространения традиций употребления чая и кофе и знакомит посетителей с многообразием культуры употребления этих напитков, а также связанными с ними обыденными и сакральными практиками в жизни народов Евразии.
Российский этнографический музей
Адрес:
город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1
Проезд:
Ст. м."Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:
(812) 570-5768 , 570-5421
Сайт: www.ethnomuseum.ru/
EMail: info@ethnomuseum.ru