Упражнения для двоих
Упражнения для двоих: они помогают научиться преодолевать панические состояния
Партнер А быстро задает партнеру Б ряд вопросов. То, насколько сложными и личными должны быть вопросы, он или она решают сами. Б же обязан отвечать правдиво. Когда задается вопрос, Б сознательно делает вдох, держа руку на животе (если так ему или ей удобнее), затем начинает выдыхать, а потом отвечает. Между вопросом и ответом будет неестественно длинная пауза, во время которой А сможет заметить симптомы «ключичного» дыхания (см. четвертую главу). Затем партнеры меняются ролями. Цель Б - сознательно контролировать с помощью дыхания проявление любых панических реакций. Это упражнение полезно освоить перед тем, как пойти на собеседование.
«А» называет тему, а «Б» должен начать говорить что-либо связанное с предложенной темой после того, как сознательно проконтролирует вдох и выдох и убедится в том, что дышит животом. «Б» не разрешается комментировать тему, чтобы пытаться выиграть время, например, говорить что-нибудь типа: «Да, отдых - интересная тема, что бы я мог такого сказать про отдых?» При желании в этом случае «А» может назвать другую тему, желательно более сложную. «А» не должен позволять «Б» войти в определенный ритм (например, если «Б» будет знать, что каждый раз после того, как он скажет два предложения, последует новая тема). «А» должен стараться действовать неожиданно. Затем партнеры меняются ролями. При выполнении упражнения важно не содержание того, о чем будете говорить, а контроль над нарушением ритма дыхания и паническими состояниями в норму.
Речь с придыханием часто считается сексуальной, возможно потому, что ассоциируется с половым актом. Эти ассоциации в свое время помогли Мэрилин Монро создать свой имидж. Речь с придыханием производит впечатление слабости, ранимости, а женщине придает оттенок «маленькой девочки». Все это хорошо для ужина вдвоём, но не очень-то подходит для презентации или выполнения роли председательствующего на собрании. При близком общении такая манера речи может оказаться эффективной, но при необходимости контакта с большой аудиторией она вызывает проблемы. Дыхание придает голосу силу, а контроль над «дыханием с придыханием» не является адекватным.