Колебания на чайном рынке

Наблюдение за рынком чая в течение последних нескольких лет показывает, что он имеет определенные годовые колебания. В большой степени зависят они от усиления той или иной формы конкуренции в разное время года. Так, например, в течение всего года сильна межфирменная конкуренция, которая возникает из-за наличия на рынке различных марок чая, примерно одинакового качества и цены. Большое влияние оказывает также видовая конкуренция, которая возникает из-за наличия различных видов чая, различных не только по объему упаковки или ее внешнему виду, - фасованного чая в пачках, пакетированного и гранулированного чая в стеклянных банках.

Сильна также и функциональная конкуренция, то есть такая, когда влияние на рынок чая оказывает наличие в торговле других напитков - кофе, соков, минеральных и фруктовых вод. В осенний период потребление чая в России даже чуть выше, чем зимой (разница достигала в разные годы 0, 3 -0, 5 %), потребление же соков осенью снижается, а кофе - возрастает. Зимой же структура потребления такова, что чай предпочитает около 90 % потребителей, кофе - около 40 %, а соки - менее 20 % (общая сумма больше 100 %, так как один и тот же потребитель имеет в своем рационе все данные напитки). Вполне возможно, что как раз подобные соотношения, характерные не только для России, заставили производителей создать ряд переходных комплексных продуктов, например, гранулированный «холодный чай». Такой продукт можно растворять в воде любой температуры.