Чай и кофе с церемониями и без

Выставка c 12 апреля по 30 июня 2016 года

Санкт-Петербург


Выставка представляет географическую широту распространения традиций употребления чая и кофе, и знакомит посетителей с многообразием культуры употребления этих напитков, а также связанными с ними обыденными и сакральными практиками в жизни народов Евразии.

Чай и кофе – самые популярные напитки в мире

Чайный сервиз. Русские. Ленинградская обл., Лужский р-н. 1930-40-е гг.

В настоящее время круг их ценителей становится все шире, что, в свою очередь, развивает интерес к способам употребления этих напитков в различных традициях. Значение чая и кофе в культуре народов мира давно не исчерпывается гастрономическими свойствами – они обрели свою философию, символику, обрядово-церемониальную систему, а в ряде обществ получили статус национальных символов.

История открытия чая

История открытия чая насчитывает около пяти тысячи лет и, по мнению большинства ученых, связана Китаем. Согласно легенде, китайский император Шен Нанг (первая половина III тыс. до н.э.) обнаружил чудесные тонизирующие свойства напитка на охоте, когда во время привала листочки чайного дерева упали в кипящую воду.

В течение нескольких тысячелетий место чая в культуре Китая регламентировалось на государственном уровне и менялось от элитарного напитка до общеупотребительного. Его пили как в семейном кругу, так и в специальных чайных заведениях. Употребление чая сопровождалось сложным церемониалом. Знакомство евразийских народов с китайским чаем относится с X–XIII вв., когда он проник в культуру монголов, а от них в южносибирский регион.

Чай в России

Самовар. Татары казанские. Казанская губ., г. Казань. Конец XIX – начало XX в.

Впервые чай появился в России в первой половине XVII в. В 1638 г. монгольский Алтан-хан Кучкун в ответ на дары русских послов вручил московскому послу Василию Старкову четыре пуда чая для царя Михаила Федоровича. Широкое же распространение в нашей стране чай получил после подписания Нерчинского (1689) и Кяхтинского (1727) договоров, регулировавших русско-китайские политические и торговые отношения, а приграничная Кяхта стала основным центром ввоза чая в Россию. Новый напиток воспринимался как лекарственное средство, но со временем, благодаря своим целебным, тонизирующим и вкусовым качествам, прочно вошел в систему питания многих народов страны.

Спрос на чай настолько возрос, что он стал одним из важнейших предметов торговли, а караванный путь из Китая в Россию, проходивший через сибирские территории, впоследствии получил называние Великого чайного пути. С 1880-х гг. путь через Кяхту начал терять первостепенное значение в российской чаеторговле, и приоритет перешел к Транссибирской железнодорожной магистрали, а также к морскому пути через Одессу, куда чай поставлялся уже из Индии и Цейлона. Во второй половине XIX в. важной вехой в развитии чайной культуры в России стали опыты русских селекционеров-любителей по выращиванию чайного куста на Южном Кавказе – на побережье Черного и Каспийского морей. В следующем столетии были получены первые результаты по производству чая на промышленном уровне.

История кофе

Кофе, согласно эфиопской легенде, стал известен благодаря пастуху Калди, который однажды заметил, что употребление зеленых плодов кофейного дерева придает особую бодрость в течение дня. К X в. кофе распространился по Аравийскому полуострову, откуда он проник в Иран, Переднюю Азию и Европу, где стал неотъемлемой частью особенно городской культуры.

В Россию традиция употребления кофе пришла с одной стороны, с юга, через Балканы, Крым и Кавказ, с другой стороны – через Западную Европу, где этот напиток вошел в моду в XVII в. Первые сведения о кофе в Московии относятся к 1665 г., когда придворный лекарь Сэмюэль Коллинз прописал Алексею Михайловичу, отцу Петра I, следующий рецепт: «Варёное кофе, персианами и турками знаемое, и обычно после обеда, изрядно есть лекарство против надмений, насморков и главоболений». Особенно популярности кофе в высших слоях российского общества способствовал факт посещения Петром I Голландии в начале XVIII в. В отличие от чая, кофе всегда ввозился в страну из-за рубежа, первоначально с африканского континента (особенно славился эфиопский кофе), а с XIX в. из Южной и Центральной Америки. Крупнейшими центрами торговли кофе были Санкт-Петербург и Москва, а также портовые города – Одесса, Гданьск, Лодзь и др. Поступавший в конце XIX в. в Россию кофе направляли на пять крупнейших заводов по его переработке.

У народов, в культуру которых прочно вошли традиции употребления чая и кофе постепенно сформировались особые способы приготовления и правила употребления этих напитков. На выставке представлены региональные особенности этих традиций у народов Евразии, а также значение этих напитков в различных сферах жизни.

Чай в культуре Русского народа

В культуре русского народа чай пили как в праздники, так и в будни дома, в чайных, трактирах, на постоялых дворах. На выставке демонстрируется типичный интерьер провинциального трактира, в котором путешественник мог отдохнуть и выпить чая. Особенно распространен чай был в городах, в деревнях его пили в основном крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также в Сибири.

С распространением чая в России связано развитие производства самоваров в Туле (в сер. XIX в. там насчитывается уже 28 самоварных фабрик) и чайной посуды (Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге, Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в с. Дулево Владимирской губ.). В XIX в. самовар стал предметом массового потребления, но даже в начале XX в. оставался дорогой вещью, которую крестьяне передавали из поколения в поколение. Уже с XIX в. русский самовар становится престижным предметом импорта.

Чай у Народов Поволжья

Чайница и вазочка декоративная. Татары казанские. Конец XIX – начало XX в.

У народов Поволжья (татары, башкиры, коми-пермяки, мордва, марийцы, удмурты) культура чаепития была развита повсеместно. У татар, например, особо любимыми были черные байховые чаи. Заваривали их очень крепко, и пили горячими, с молоком, пастилой и медом. На выставке представлена сцена домашнего чаепития и элементы интерьера татарского дома, в котором хозяйка готовит и разносит чай.

Чай на территории Сибири

Чай был известен на всей территории Сибири, но особенно развита была культура чаепития у народов южносибирского региона (тувинцы, алтайцы, хакасы, буряты и др.), расселенных в российско-китайском пограничье. Здесь укоренилась монгольская традиция приготовления чая: его варили с молоком, солью, бараньим жиром, подавали в специальных высоких деревянных или металлических сосудах, а пили из деревянных чаш. В Сибири чай был важной составляющей не только повседневной трапезы, но и значимых для сообщества ритуалов, таких как обряд встречи гостей, свадьба, поминки. На выставке представлена сцена ритуала встречи гостей, традиционного для этого региона. Чай включали в состав набора подношений шаману или различным духам и божествам.

В Средней Азии способ приготовления чая зависел от образа жизни. В кочевых сообществах предпочитали напиток, аналогичный рецептуре тюрко-монгольских народов Сибири. Для чайной утвари, особенно хрупких фарфоровых пиал, были предусмотрены оригинальные формы хранения и транспортировки, демонстрируемые на выставке в интерьере казахской юрты. Оседлые же народы региона пили чай, заваренный в чайнике, с ароматическими добавками (гвоздика, укроп и пр.) и сахаром. Пиалы и чайники, повсеместно распространенные в регионе, были либо китайского, либо, особенно в XIX в., русского производства. Русские мануфактуры и заводы изготовляли целые серии посуды специально для среднеазиатского рынка. Сцена женского домашнего чаепития в Бухарском оазисе, представленная на выставке, демонстрирует как местную, так и привозную утварь.

Чай в культуре прикаспийских народов

У южных прикаспийских народов (персов, азербайджанцев, татов, талышей) чай пили из стаканов и чашек, которые подавали на блюдечках, поскольку его принято было пить обжигающим. Чай заваривали в чайниках, с мятой, чабрецом и другими душистыми добавками, и использовали самовары местного или русского производства, считавшиеся наиболее престижными. Русские самовары входили даже в посольские дары персидскому шаху. Специальный раздел выставки посвящен богатому застолью в зажиточном персидском доме, где после обильного обеда предусматривалось чаепитие, часто сопровождающееся настольными играми.

Чай на Северном Кавказе

На Северном Кавказе, где в большей степени предпочитали отвары из горных трав, чай выступал в качестве атрибута статусного застолья. В городах в среде чиновников и служащих его пили «русским способом», а среди основной массы горожан, и особенно в аулах, в мужских компаниях употребляли так называемый «калмыцкий чай», который считался наиболее престижным. Способ его приготовления был подобен принятому у южносибирских и среднеазиатских кочевников.

Рецепты приготовления кофе

Мельница для кофе. Болгары. Болгария, г. Варна. XIX в.

Кофе в XIX в. готовили в основном по двум рецептам. Первый вариант был традиционным для народов Европы, где предпочитали кофе крупного помола. Его варили без сахара и подавали в фарфоровых или керамических кофейниках, сервировка стола предусматривала наличие молочника и сахарницы. Этот вариант подразумевал различные добавки: сахар, молоко, сладкие сливки, взбитый белок, а также алкогольные напитки – бренди, ром, ликеры. На Северо-Западе России, в Прибалтике и Финляндии, как в домашнем кругу, так и в кофейнях, был популярен именно такой кофе. На выставке представлен интерьер послевоенной эстонской кофейни, демонстрирующий городскую традицию кофепития как форму времяпрепровождения и общения.

Второй вариант предусматривал использование кофе мелкого помола, сваренный с сахаром или без него в металлической кофеварке, из которой напиток разливали в маленькие фарфоровые или керамические чашечки. Такой кофе пили некоторые народы Аравийского полуострова, Персидского залива, Южного Кавказа, Крыма, Передней Азии и Балкан. На выставке представлена обстановочная сцена, иллюстрирующая уличную торговлю этим напитком на Балканском полуострове.

У некоторых народов, например, армян, нормы этикета при проведении деловых переговоров предусматривали употребление кофе. На выставке представлена сцена встречи компаньонов, для которых супруга хозяина готовит и подает этот напиток.

Подставки под кофейные чашки. Крымские татары, турки. г. Бахчисарай, г. Трапезунд. Конец XIX в.

Чай и кофе в разных культурах использовались не только в гастрономических целях. Этим напиткам приписывали также целительные или вредоносные свойства. Они применялись в народной медицине или, напротив, могли быть запрещены. Например, у некоторых групп старообрядцев существовал строжайший запрет на употребление чая и кофе, так как в данной традиции эти напитки связывали с вредоносными силами.

Выставка «Чай и кофе с церемониями и без…», созданная на основе собрания Российского этнографического музея, отражает географическую широту распространения традиций употребления чая и кофе и знакомит посетителей с многообразием культуры употребления этих напитков, а также связанными с ними обыденными и сакральными практиками в жизни народов Евразии.

Российский этнографический музей

Адрес:

город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1

Проезд:

Ст. м."Невский проспект", "Гостиный двор"

Телефоны:

(812) 570-5768 , 570-5421

Сайт: www.ethnomuseum.ru/

EMail: info@ethnomuseum.ru