Чайная церемония - восточная эстетика

Чайная церемония — самое полное и совершенное выражение восточной эстетики, — по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной буддизма. В ней соединилась медитативность дзен буддизма и эстетические идеалы древнего Востока.

Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка, доскональное знание правил поведения и определенные познания в восточной философии. В общем, привычка и определенный набор знаний требуются и для того, чтобы начать ценить некоторые виды европейского искусства — к примеру, классическую оперу или абстракционистское направление в живописи. Другое дело, что к их восприятию наша культура подготавливает нас все-таки в большей степени, чем к восприятию чайной церемонии.

Доскональное знание правил поведения просто необходимо потому, что чайная церемония подразумевает восприятие не зрителя, а участника. Она почти в равной степени творится усилиями хозяина и гостей. Собственно, если «аудитория» неподготовлена, то чайная церемония превращается в некое мини-шоу, демонстрацию — и в значительной степени теряет свое значение.

Чтобы прочувствовать всю красоту и значительность чайной церемонии, надо принять главные идеи восточной философии. Прежде всего, надо отвлечься от сидящей у нас в крови ориентированности на результат. Наслаждаться процессом. Не искать подтекста — учиться просто видеть красоту в каждом движении. Расслабиться и почувствовать, что находишься здесь и сейчас. Опять-таки, для того, чтобы оценить чайную церемонию, нужно понимать восточную эстетику. Уметь увидеть красоту в неглазированной керамической чашке неправильной формы, в скромных стебельках полевых цветов, стоящих в токонома, в бамбуковом ковшике, в тесном чайном домике из некрашеного дерева… Конечно, не всем это удается, но кто сказал, что столь древнее и утонченное искусство должно быть доступно для понимания большому количеству людей?


Сейчас культура Востока становиться все более и более популярной, однако, это чревато поверхностным прикосновением к искусству, недопониманием цели и средств. Многие интересуются искусствами из-за того, что это становится модным или просто в силу экзотичности и новых ощущений. Мне кажется, что это неправильная позиция. История Востока действительно несет в себе огромный, нераскрытый и совершенно неясный нам потенциал, который может дать мощный толчок к самосовершенствованию и достижению поставленных целей. Но эту энергию нельзя слепо перенимать, иначе может оказаться, что «платье» не подходит по размеру и приобретено «на вырост».

Как известно, европейское мировоззрение базируется на стремлении достигнуть цели, выбрав соответствующие средства. В рамках этого реалистического мировоззрения, сформированного еще Аристотелем, человек ставит перед собой цель и начинает выстраивать пути ее достижения, как бы в обратном порядке от цели к себе: «что надо сделать до того, как, и для того, чтобы …". В результате появляется траектория движения к выбранной цели. Последний шаг этого умозрительного анализа и есть первый шаг к выбранной цели. Такая схема действий в материальном мире была перенесена и на выстраивание отношений нематериальных, таких как взаимоотношения между людьми, процессы, происходящие в обществе и т. п.

Но в последнее время явно проступает несовершенство этой модели взаимоотношений и некоторые предлагают искать помощи опять же у Востока. Где существует очень интересная система межличностного общения. Например, стоит сказать, что в рамках восточной модели «задача — не прямо и непосредственно добиваться результатов заранее поставленной цели, а постепенно создавать условия, вследствие которых результат не мог бы не появиться» (Лао-Цзы).

Стоит с чего-то начинать преобразования, почему бы не сделать первый шаг с помощью искусства чайной церемонии, которая, как известно, способна добавить спокойствия, мудрости и уравновешенности во взаимоотношения людей?..