Динамика российского рынка кофе

В прошлом в Россию поступал кофе в основном из Индии и Колумбии. Московский пищевой комбинат выпускал вплоть до 1990 года кофе в зернах, который представлял собой различные смеси сорта «арабика». В дальнейшем появились и коммерческие предприятия, которые также производили обжарку зерен кофе. Но использовали они опять же «арабику». В 1994 году цены на кофе резко возросли из-за заморозков в Бразилии и многие из таких предприятий прекратили свою работу, так как работали на сырье, поступавшем из этой страны. В дальнейшем многие фирмы стали активно использовать также и «робусту», что позволило им быть менее зависимыми от поставщиков сырья.

Что же касается динамики рынка кофе, то перед кризисом на нем наблюдались достаточно традиционные соотношения между спросом и предложением. Именно сравнительный анализ изменений до кризиса и после поможет дать ответ на вопрос об уроне, который нанес кризис данному рынку. Ведь зимние месяцы всегда были особенно благоприятными для кофейного рынка.

На рост объемов продаж сильное влияние имели принимаемые правительством постановления, касающиеся регулирования внешней торговли, общей организации рынка, таможенных правил и так далее. Но итоги этого года только прибавят кофейному рынку проблем. Сюда следует отнести и увеличение ввозных пошлин, и проблемы с подорожанием транспорта, арендной платы, серьезные трудности с самой торговлей. И сезонный рост цен, который обычно заканчивался к апрелю, продлится и далее. И составит уже не 10-12 %. Роста же предложения в этот период как раз ожидать не следует. Оптовые фирмы находятся в серьезном раздумье, стоит им продолжать закупки, повышая уже сделанные запасы, или крупные партии товара вполне могут остаться на складах невостребованными. Ведь, несмотря на расширенный ассортимент в магазинах, особого оживления в кофейной торговле пока не наблюдается. Можно только надеяться на крупных торговцев кофе, которые работают на рынке не один год. Они, примерно за год-полтора до кризиса в значительной мере монополизировали рынок. И хотя общее число фирм, работающих на данном рынке, превышало в августе сто с лишним единиц, с основными объемы кофе работали такие фирмы как «Раут», «Кофейная торговая компания», «Б-2», «СНС», «Юнио» и ряд других.

Именно на их цены ориентировались многочисленные средние и мелкие фирмы кофейного рынка. Первая из названных компаний, например, создала в Москве сеть складов, что оказалось весьма удобно для ее многочисленных клиентов. Сеть дистрибуции состояла более чем из 1000 торговых точек, долгое время сотрудничающих с данной компанией. Региональные представительства располагались от Новосибирска до Петербурга. Очевидно, что такие крупные торговые предприятия будут определять лицо кофейного рынка в ближайшее время. Их положение может служить своеобразным барометром рынка. Конечно, монополизация кофейного рынка может более всего относиться к охвату среднего и других низовых звеньев рыночной пирамиды, так как вершину ее составляют указанные несколько выше крупнейшие зарубежные фирмы-поставщики кофе и кофейных продуктов в нашу страну.

Кроме таких фирм, существует еще ряд коммерческих иностранных организаций, которые работают непосредственно с производителем кофе. Реализуют они здесь небольшое количество марок или только одну, как, например, чилийская компания «Сorp. Tresmontes», - она реализует здесь один их своих продуктов, кофе марки «Monterrey».