Вокальное дыхание

Чтобы легче разобраться с премудростями вокального дыхания, а для многих ( особенно начинающих ) оно становиться камнем преткновения, давайте сравним его с обычным и найдём как общие черты, так и различия. Общее: вдох и выдох. Различия лучше проанализировать, изучив таблицу.

Человек рождается со знанием лучшего способа дыхания. Если положить маленького ребёнка на спину и посмотреть, как он дышит, то вы обратите внимание на то, что его грудь практически неподвижна, а живот постоянно подымается вверх и вниз, а значит делает глубокое диафрагменное дыхание! Диафрагма отделяет грудную полость от брюшной и, являясь самой сильной и основной мышцей, помогает сперва наполнять, а затем освобождать лёгкие от воздуха.

Григ Чайлдерс пишет: «С возрастом в нас растёт нервное напряжение, и наши внутренние органы, в том числе мышцы диафрагмы, начинают всё больше и больше напрягаться. Поэтому дыхание останавливается посреди груди и мы используем лёгкие всего на 20%, потому что дышим лишь их верхней частью». Несмотря на то, что в вокальной школе различают грудной, грудо-брюшной типы дыхания, но общепринятым является нижнерёберно-диафрагматический тип, при котором на вдохе раздвигаются нижние рёбра по всей окружности, а подложечная область слегка выпячивается вперёд. Звучит страшно, но на самом деле получается совершенно естественно, а главное полезно и для вокала, и для здоровья. Определить, каким типом дыхания пользуетесь вы, довольно легко. Лёжа на спине, соедините кисти рук в замке и положите на живот (можно использовать книгу).

Дышите так, как вам удобно и привычно, но при этом обратите внимание на то, какая часть тела принимает большее участие. Если при вдохе поднимается грудь, значит у вас грудной тип дыхания, а если живот, тогда диафрагматический. Получилось? Теперь переходим ко вдоху, – именно с него начинается традиционное вокальное обучение. Пение начинается с глубокого носового вдоха ( заметьте, что «глубокого» не означает «объёмного»!). Куда распределяется поступивший воздух, мы уже знаем. Причём вдох очень короткий! Зачастую во время пения нет возможности делать длительный вдох. Вспомните хотя бы рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки или рок-н-ролл. Поэтому вдох короткий и бесшумный.

Как я писала ранее, педагоги, объясняя тот или иной приём, зачастую применяют ассоциативные, образные примеры. Так вот, говоря о вдохе, я не раз слышала такие сравнения, как вдох во время лёгкого испуга чем-либо или в момент удивления. Объём набираемого воздуха зависит от поставленных задач (длительность фразы, верхние ноты и т.д.), но в любом случае избегайте перебора. Это не только затрудняет дело, но часто приводит к форсировке и фальшивой интонации. Хотя в реальной практике исполнители нередко берут дыхание одновременно ртом и носом (по ряду известных уже причин), но в учебном процессе неизменно нарабатывается вдох через нос. Во-первых, вдох через рот сушит гортань. Во-вторых, это не совсем гигиенично и бесшумно. Иногда невольно обращаешь внимание на «астматические» призвуки при вдохе через рот у некоторых певцов.

Следующим действием после вдоха совершенно предсказуемо будет выдох! Пение начинается на выдохе. Чтобы в этом убедиться, попробуйте сделать наоборот. Задача, стоящая пред вокалистом на выдохе, заключается в том, чтобы без какого-либо зажима, совершенно свободно и естественно, научиться правильно удерживать и расходовать набранный воздух так, чтобы он весь без остатка превращался в звук. Именно в этом заключается мастерство владения певческим дыханием. Что касается ощущений во время выдоха, то их описывают по-разному. Лучше всего, когда дыхание по ощущению словно стоит на месте, не уходит, а служит опорой звуку. Или вот какими сравнениями пользовался маэстро Барра: «Дыхание должно гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно будет свободным, проходящим и захватывать резонативные зоны. Оно как бы обратно речевому. В речи оно тратится, естественно вытекает, и живот при этом уходит, втягивается, а в пении дыхание обратное – мы набрали воздух, поём, а живот идёт несколько вперёд, а не назад. Кажется, что дыхание должно кончится, но мы ещё можем петь, поём, а живот идёт всё вперёд, не втягивается, как при речи. В пении нельзя давать ему уходить, проваливаться. Должно быть стремление удержать его и подать вперёд».

В связи с тем, что для многих эта тема является новой и не совсем простой, я предлагаю выделить основные моменты:

следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты;

дышать легко и свободно, не перебирая воздуха;

следить, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались;

вдох маленький, бесшумный (исключить порывистый и судорожный);

выдох долгий, эластичный;

в процессе пения следует удерживать вдыхательную позицию;

при выдохе соблюдайте чувство певческой опоры.


Хотелось бы предупредить, что с детьми занимаются несколько иначе – в щадящем режиме и по более деликатной системе!. Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Существует ряд упражнений, приёмов, направленных на постановку и закрепление певческого дыхания, которое доводится до автоматизма и становится естественным как для вокала, так и для обычной речи.

Елена ЕРМАК, источник - www.musicbox.su/index_open.php?info_id=999