Немного о Nestle

Многие западные фирмы пересматривают масштабы своей деятельности в России, но наш рынок по-прежнему остается в перспективных планах развития. Ведь многие крупные производители не только являются оптовыми продавцами своих продуктов, организаторами сбытовых сетей, но и инвесторами в соответствующие отрасли пищевой промышленности, они разворачивают здесь новые производства либо реконструируют старые.

Так, например, швейцарская корпорация Nestle (ее полное название - «Societe pour l'Exploration des Produits Nestle S. A. «), известная в том числе и производством кофе различных марок, относится к числу наиболее крупных инвесторов в российскую экономику. Так как пищевые отрасли являются для иностранных инвесторов достаточно привлекательными, то влияние их деятельности следует ожидать не только на подобные отрасли, но и на пищевой комплекс в целом.

Разумеется, иностранные фирмы рассматривают в первую очередь те отрасли, в которых наиболее высоки темпы оборота средств, покупательская активность и, разумеется, прибыли. Но, сталкиваясь при организации собственных сбытовых сетей, при ввозе продукции и на других этапах товародвижения, с отечественной действительностью, они поневоле разрабатывают оригинальные схемы работы. Например, недавний кризис серьезно увеличил активность зарубежных банков по обслуживанию здесь своих крупных клиентов, в числе которых большое количество фирм, производящих пищевые товары. Формы и методы работы западных фирм меняют как связанные с ними отечественные оптовые фирмы, так и наши предприятия, работающие с ними в качестве поставщиков отдельных материалов и сырья. Поэтому без рассмотрения деятельности таких фирм картина рынка будет во многом неполной.

Корпорация «Nestle» начала масштабную работу по охвату российского рынка в начале девяностых годов. Известная марка кофе «Nestle Classic» поставляется к нам с 1991 года. Через четыре года, в сентябре девяносто пятого, было зарегистрировано ООО «Нестле Фуд». За 1996 год оборот российского отделения корпорации составил более 400 млн. долларов. Масштабность российского рынка заставила руководство отделения активно прорабатывать, кроме вопросов поставки продукции из-за рубежа, основы создания в России отдельных производств. В начале 1995 года был приобретен контрольный пакет акций кондитерской фабрики «Россия» в Самаре.

В это предприятие были инвестированы значительные средства, улучшено ее техническое оснащение. К концу 1996 года было завершено объединение «России» с другой фабрикой - «Кондитер». Причем структурно новое крупное предприятие преобразовано в единое предприятие, что позволило уменьшить вложения в продвижение многих продуктов, особенно на региональные рынки. В планы корпорации входило также создание мощной производственной базы в других регионах России и в июне 1996 года выкупается 70 % акций подмосковного предприятия «Жуковское мороженое». Только первоначальные вложения в переоборудование предприятия составили более 20 млн. долларов. По некоторым данным, дополнительные суммарные вложения в данное предприятие к середине 1998 года оцениваются более чем в 20 млн. долларов.

Для более полного охвата российских региональных рынков планировалось приобрести еще несколько предприятий на Урале и Дальнем Востоке. Кризис оказал крайне негативное воздействие на эти планы, но корпорация увеличила ввоз в Россию основной продукции - кофе в более мелких упаковках (по 50 г), для большего соответствия сегодняшним покупательским возможностям. Руководство российского подразделения корпорации считает, что прежде чем вводить на рынок новые продукты, необходимо выявить спрос на них, возможность адаптации к местным условиям или разработки на основе существующих на месте рецептур, возможности производства ингредиентов и упаковки. Большое значение имеет также анализ себестоимости производства и наличие необходимых производственных мощностей.