Иммунология

Задача представляемого обзора по основам вакцинологии заключается в том, чтобы сориентировать грамотного молодого читателя в "джунглях" этой многогранной медико-биологической дисциплины. Понятно, что для этого необходима литература не только специального научного содержания и доступная по форме изложения, но и достаточно информативно-популярная.


Иммунопрофилактика - прививки - рассматривается здесь, во-первых, как один из разделов комплексной науки - вакцинологии, во-вторых, с позиций разных дисциплин не только медицины, что позволяет оценить массовое медицинское профилактическое вмешательство в природу человека как серьезную не только иммунологическую, общебиологическую, но и социальную, экологическую и правовую проблему.
Мы намеренно не останавливаемся на значимости иммунологии в целом и не представляем ее разделы, используя, вместе с тем, ключевые положения в контексте вакцинологии, поскольку за последние 25 лет иммунологическим вопросам посвящены многочисленные монографии и учебные пособия как отечественных, так и зарубежных авторов.


Напомним лишь, что иммунология за последние четверть века стала одним из распространённых предметов, а её принципы применяются во многих медико-биологических дисциплинах, в клинических исследованиях.


Парадокс же заключается в том, что, стремительно развиваясь, новая иммунология (основанная на современных подходах), взращенная на классической старой - "прививочной", - не привнесла ни теоретических, ни практических достижений в иммунологию инфекционных болезней, в раздел вакцинологии. Наряду с этим, понятие "свое" и "чужое", являясь неотъемлемой частью успехов в признании "не моего я" - от генетики до экологии человека, от неонатологии -до детской онкологии и т. д относится прежде всего, к насильственному ("декретированному") поступлению в организм ребенка антигенов ("АНТИГЕНОВ"! - против генов человека) -чужеродных белков - вакцин.


Для того чтобы содержание разделов (лекций) отвечало требованиям также и учебного пособия, по каждому из них составлен список справочной специальной литературы. В него включены и старые классические работы, имеющие непосредственное отношение к вакцинологии, однако, незаслуженно забытые "новыми" инфекционистами и эпидемиологами, не сделавшими и не вложившими, между тем, ничего нового в развитие этих дисциплин. И чем дальше шло время, тем все более искажалась правда о предназначении вакцин и "спасении человечества от инфекционных болезней с помощью только вакцинации", об изначальной направленности Расширенной программы иммунизации (РПИ) ВОЗ... Наряду с этим, как известно, "в нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, старые рукописи и книги... нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы... " (Н. Бердяев, "Философия неравенства").


Предполагается, что изложенный материал о лекарственных профилактических биопрепаратах - вакцинах может принести пользу не только узкоквалифицированным специалистам, клиницистам и исследователям, сталкивающимся в своей работе с разнохарактерными иммунопатологическими процессами и клеточной патологией. Хочется надеяться, что он привлечет внимание преподавателей медицинских институтов, а также части думающей молодежи, которая, не ограничиваясь рамками учебников и скудной информацией о том, что и как "положено по приказу Минздрава", стремится овладеть знаниями, предназначенными в нашей стране, как правило, исключительно для медиков.


Неспециалисты в этой области, не владеющие профильными медицинскими знаниями, получают информацию исключительно о "положительных" моментах прививок. Вместе с тем, накоплен огромный материал о негативных последствиях - побочном действии вакцин, поскольку любая вакцина "неизбежно небезопасна".


Информированное, осознанно-добровольное согласие на любое медицинское вмешательство - основа существующих требований, предъявляемых к охране здоровья человека и к правовым взаимоотношениям между гражданином и органами здравоохранения Российской Федерации. В частности, гражданам России "не возбраняется знать", а медицинские работники обязаны информировать не только о помощи прививок, но и о возможных поствакцинальных осложнениях - "на языке, доступном гражданину". По этому принципу должна быть составлена информация в "листовке-вкладыше" к любому лекарственному средству, следовательно, и к вакцинам: "с краткой характеристикой препарата (частью регистрационного сертификата), изложенной на языке, понятном потребителю", - уведомляют нас отечественные работники Минздрава в Вестнике "Медицина для Вас" (№ 18, сентябрь 1996).