Потребление чая населением России

Потребление чая населением России достигает значительных величин. Но потенциальный спрос на чай гораздо выше. Причиной этому служит падение платежеспособного спроса. Сегодня средний житель страны, может позволить себе не более 700 г чая в год, при норме 3, 2 кг. Причем первая величина постоянно сокращается, учитывая сложное положение в экономике. Ведь основными потребителями чая являются как раз люди среднего и старшего возраста, проживающие в небольших городах и сельской местности. Соответственно снижается доля затрат на чай в общей сумме расходов на питание. Еще недавно Россия была ареной борьбы за рынки сбыта и покупателей. Противоречие возникло между предприятиями, которые перерабатывают чайное сырье в России и фирмами, которые ввозят готовый продукт из-за рубежа. И те, и другие, как уже говорилось выше, пользовались продукцией иностранных производителей. Причем чайное сырье не только перерабатывалось на российских предприятиях, но и готовился к продаже

(фасовался) на месте покупки. В последние годы расфасованный готовый чай завозился крупными партиями. Разумеется, качество его было выше, чем у тех компаний, которые перерабатывали чай в России. Здесь необходимо добавить, что качество его было выше вовсе не в абсолютных показателях. Даже чай невысокого качества, переработанный, расфасованный и упакованный за рубежом, по некоторым характеристикам был все же лучше чая, расфасованного в России.

Далее возникает один существенный момент, о котором обязательно надо помнить, рассматривая нынешнюю ситуацию на рынке чая. Речь идет о том, что не только у нас в стране ряд независимых экспертных организаций выступил с требованиями повысить качество пакетированного чая и изменить технологию его изготовления. Ведь пакетированный чай рассматривается фирмами-изготовителями в качестве относительно нового, весьма удобного продукта для потребителя. Но, как показывает практика, нередки случаи добавления в подобные продукты сырья низкого качества. Кроме того, если рассчитать структуру цены на такой чай, то окажется, что только 15-20 % ее потребитель платит собственно за чай, а остальное - за упаковку. Как показывают расчеты, доля платы за упаковку велика у таких марок пакетированного чая как «Tetly», «Lipton Yellow Label» и «Princess», менее значительна она у марок «Dilmah» и «Майский чай». Пакетированный чай вообще может послужить примером продукта, в котором производители основные усилия во время продвижения его на рынки основывают именно на его упаковке.

Различные маркетинговые акции, распродажи, многие виды рекламы привлекают покупателя красочной, прочной, удобной упаковкой. Качество упаковки у крупных фирм чрезвычайно высоко, ведь одним из важных моментов при производстве пакетированного чая следует считать подбор специальной бумаги для пакетиков. Она должна быть в меру пористой, небеленой и не давать привкуса. Сам пакетик должен скрепляться смолой или маленькими скрепками. Небольшие фирмы используют гораздо менее качественную бумагу. Кроме того, именно пакетированный чай сложно быстро проверить при покупке.